Выбери будущее!

Партнеры

Пресс-релиз

Пресса

ИЗО-ИСКУССТВО

ЛИТЕРАТУРА

МУЗЫКА

ТЕАТР


или   "В поисках Золушки"                    

График фестивалей

Пишите нам




Экспертный совет


Президиум экспертного совета
С.В.Кириенко
А.И.Гельман
Д.А.Пригов


Координатор программы
Николай Палажченко


Директор фестиваля
Павел Гельман


Пресс-секретарь
Яна Макарова

Редактор проекта
Илья Фальковский



Кураторы направлений и проектов


Музыка
Ольга Барабошкина


Литература
Дмитрий Кузьмин


Изобразительное искусство
Николай Палажченко


Театр
Игорь Овчинников



Тематические экспертные советы


По искусству
Андрей Ерофеев
(председатель)
Михаил Брашинский
Марат Гельман
Екатерина Деготь
Игорь Макаревич
Борис Орлов
Николай Палажченко
Елена Селина
Михаил Сидлин

По литературе
Д.А. Пригов
(председатель)
Дмитрий Воденников
Александр Гаврилов
Данила Давыдов
Тимур Кибиров
Дмитрий Кузьмин
Илья Кукулин
Вячеслав Курицын
Юрий Орлицкий
Алексей Парщиков
Евгений Попов
Ирина Прохорова


По театру
Александр Гельман
(председатель)
Сергей Бархин
Ольга Галахова
Ольга Гердт
Дина Годер
Григорий Заславский
Алена Карась
Ксения Кутепова
Игорь Овчинников
Ольга Романцова
Павел Руднев
Юлия Рутберг
Екатерина Сальникова
Джон Фридман
Андрей Хрипин
Маргарита Эскина


По музыке
Николай Дмитриев
(председатель)
Ольга Барабошкина
Юлия Бедерова
Андрей Борисов
Татьяна Гринденко
Сергей Гурьев
Александр Дельфин
Леонид Десятников
Назар Кожухарь
Сергей Кошеверов
Андрей Макаров
Надежда Померанцева
Алексей Привалов
Александр Ф. Скляр
Сергей Старостин
Дмитрий Ухов
Аркадий Шилклопер



Фестиваль "Культурные герои 21 века" прошел в г.Калининграде 12-14 ноября 1999 года


НОВОСТИ ФЕСТИВАЛЯ

24 ноября
Сергей Кошеверов

В ходе подготовки проекта в Калининграде я посетил этот город дважды. Поздняя бесснежная осень, кстати, здесь самый красивый сезон. Тем самым степень моей вовлеченности в процесс лицезрения кенигсбергской программы проекта была предрешена с самого начала. Но красивости инвайронмента еще не столь важный повод для решения проблемы выбора между городами. Более важным явилось то, что за шесть-семь лет до "Культурных Героев XXI века" я зачитывался архангельским сам-изданием "Результаты", в коем музыкальным экспериментаторам из Восточной Пруссии уделялось немало внимания. Таким образом, мечта посетить российский оплот в немчурных землях выкристаллизовалась очень давно и своевременно поросла дополнительным интересом - в какие дебри их занесло.

По ряду причин из калининградских событий я смог попасть только непосредственно на интересовавшее меня мероприятие - концерт экспериментальной электронной музыки и саунд-поэзии. Концертный зал городского музыкального училища в тот день был забит до отказа - по словам организаторов эта акция стала самым богатым по числу посетителей событием фестиваля.

Концерт состоял из трех отделений. Открывали вечер два проекта Андрея Воронцова. Этот самобытный электронный композитор выступил с сольной программой, а также в составе трио вместе со скрипачкой Анной Лезиной и столпом калининградской саунд-поэзии Дмитрием Булатовым (по совместительству он является региональным номинатором). Обилие академической серъезности удачно скрашивалось юмором самих артистов, что подчеркивалось достаточно хеппенинговой формой подачи материала.

Вторым отделением выступил сборный проект Livin' Loops - "Жизненные циклы". Инициатором этого экшена послужила самая харизматическая фигура калининградского андерграунда - Андрей Коломыйцев (он же - StirliTZ). Вооружившись набором аналоговых синтезаторов, компьютером, а также двумя старыми и надежными помощниками (о них чуть ниже), мэтр предложил всем присутствующим выдержки из цикла "Циклов" в манере тезисной лекции: каким состояниям человека соответствуют определенные наборы (и кольца, они же - loops) электрозвуков. В концерте в качестве помощников выcтупили Андрей Гладков (Urri) с сэмплером и Дмитрий Демидов (Poonk) с собранным им вручную "нойз-боксом". Оба играли, а первый продолжает это и по сей день, в культовой электронной группе Los Chikatilos. Очень жаль, что этот коллектив не смог выступить в программе фестиваля в Калининграде.

На десерт подавали сладкое. Философски-спокойный и интригующе-вибрирующий дуэт Membranoids. Датчики на теле, полумедицинская техника. Эмбиент или скорее потусторонний нью-эйдж. Слайды из жизни поликлиник. Вечность.

Очень приятно сознавать две вещи. Во-первых, ВСЕ участники этого концерта приедут на финальные мероприятия в столицу. Во-вторых, на парадной лестнице калининградского музучилища висит портрет Петра Ильича Чайковского. Именно ему уже начали рассказывать новости в Калининграде, апогей чего наступит в столичном клубе "Край" с 3-го по 5-го декабря.

Хороший город Калининград. Несмотря на страшную бомбардировку англо-американской авиацией в 1944 году острова Кнайпхоф - сердца старого Кенига - старые философские искания в городе Канта продолжаются.

23 ноября

"Поскольку я с вашим городом более тесно связан, чем с какими-либо другими городами, через Дмитрия Булатова, то в плане присутствия более или менее адекватных современным направлений искусства в поэзии, литературе и саунде, я предполагал, что в Калининграде, во всяком случае, один человек этим занимается, и вокруг него существует определенный круг людей. Я это ожидал и не был удивлен тем, что здесь действительно существуют направления, стили и способы художественной деятельности, находящиеся на уровне европейских и мировых трендов..."
Читайте на калининградском сервере "ПАБЛИКА" интервью с Д.А.Приговым.

17 ноября

Региональные координаторы фестиваля:
Булатов Дмитрий
Уманский Евгений
Цветаева Елена

ОПИСАНИЕ СОБЫТИЙ

12 ноября 1999 г. Пресс-конференция. 14.00

Всероссийский фестиваль "Культурные герои 21 века" в Калининграде проходил с 12 по 14 ноября 1999 года. Начался он с пресс-конференции в Интернет-зале одного из самых старых и престижных Высших учебных заведениях города - Калининградском Государственном Техническом Университете. Журналистам ведущих СМИ, а также студенческих газет было рассказано о целях и задачах фестиваля, о его зарождении в Москве и воплощении в регионах. На пресс-конференции, которую модерировал координатор фестиваля Дмитрий Булатов, помимо координаторов Евгения Уманского и Елены Цветаевой, присутствовали председатель экспертного совета поэт Дмитрий Александрович Пригов, член экспертного совета актриса театра им. Вахтангова Юлия Рутберг и лидер регионального движения СПС депутат Областной Думы Владимир Никитин. Д.А.Пригов обратил внимание журналистов на общие задачи фестиваля в масштабах России и детально объяснил принципы отбора "культурных героев" на финальный этап фестиваля, который пройдет в Москве в декабре этого года. Юлия Рутберг отметила в своем выступлении, что сам этот фестивальный проект не предполагает четких стилистических или жанровых границ, а его главная идея - представить все актуальные тенденции в современной культуре. Позицию и отношение СПС, а также стратегию правых сил, организующих фестиваль в России В.Никитин определил как "грамотный и взвешенный взгляд в будущее, где основной действующей силой выступает молодежь". После представления общероссийской фестивальной полиграфической продукции - плакатов "Неофициальнной Москвы", стикерсов и каталогов, журналистам был представлен плакат калининградского фестиваля и озвучена программа фестиваля в Калининграде. Также модератором было отведено время на вопросы каждого представителя СМИ - вопросов было много, различного толка и направленности - от взглядов экспертов на современную ситуацию в российском искусстве - до конкретных, о вкусовых пристрастиях членов экспертного совета. Одновременно вся пресс-конференция транслировалась впрямую на сайт www.publica.ru/21, в чем собственно могли убедиться все присутствовавшие в Интернет-зале, подойдя к работающим компьютерам. Присутствовало около 30 журналистов.

12 ноября 1999 г. Коллективная выставка калининградских фотографов "Альтернативная фотография". 16.00

Открытие выставки состоялось в "Арт-ателье" Калининградского Областного историко-художественного музея. Молодые калининградские фотографы - Брилевская Люся, Максимов Владимир, Рязанцев Игорь, занимающиеся фотографией с начала и середины 90-х годов, "впервые взявшая в руки камеру пол года назад" - Столярова Александра, а также менее знаменитые в народе художники Уманский Евгений и Морозов Олег под предводительством известного искушенной и неискушенной калининградской публике мастера "остановленных мгновений" Юрия Павлова впервые объединились в данном экспозиционном пространстве на выставке "альтернативной" фотографии. Интрига события наметилась во время монтажа экспозиции, когда по неизвестным причинам один из кураторов проекта Валентина Покладова (заведующая художественным отделом музея) отказалась покровительствовать данному артистическому событию. В дальнейшем, отсмотрев с большими трудностями представленный материал - на открытии выставки яблоку негде было упасть - хотелось отметить толерантность администрации музея к различным художественным изыскам фотографов-неформалов, представившим на суд многочисленного зрителя диапазон волнующих тем - от многочисленных портретных и автопортретных ню до натюрмортов и пейзажей, от альтернативных начесов до народных граффити.

12 ноября 1999 г. Спектакль театра современного танца "Инклюзы". 19.00

В Доме Культуры Рыбаков (известное место в Калининграде среди поклонников театра и современного танца) в этот вечер была впервые представлена программа художественного руководителя и постановщика хореографических миниатюр Натальи Агульник. В составе этого молодежного коллектива заняты непрофессиональные актеры - студенты различных факультетов Калининградского Государственного Университета: Боярская Елена, Быкова Наталья, Балаян Лора, Агульник Полина, Дмитришин Петр, Гаевский Иван, Гунидина Татьяна, Чмыхалова Марина и Номеровская Наталья. Основываясь в технике танца на школу родоначальников CONTEMPORARY DANCE Марты Грэхем и Хосе Лимона, театр подготовил программу из миниатюр, используя как классическую, так и авангардную музыку прошлых лет, например произведения Dead Can Dance, Тома Вэйтса, группы "Аукцыон" и т.д. Также в программе были представлены танцевальные разработки "Casta Diva" (муз. Беллини идея Н. Фиксель), "Siesta" (муз. Эдуарда Денисова), "Монолог" (муз. Яны Коутковой, Валентины Пономаревой), "Танцульки" (муз. Богуслава Мартину). Спектакль собрал большое количество зрителей, а по отзывам члена экспертного совета Юлии Рутберг, у этого коллектива "есть определенные перспективы". Этот же спектакль был повторен в рамках фестиваля 13 ноября 1999 года.

12 ноября 1999 г. Концерт неоакадемической музыки и джаза. 20.30

На концерте, который состоялся в помещении Калининградского Музыкального Колледжа, было представлено два проекта, соответственно, двух коллективов - проект "Nave Nave Mahana" (Валерия Федорова - фортепиано, флейта, вокал, Реутова Татьяна - скрипка, Пономарев Дмитрий - флейта, гитара) и выступление трио Дмитрия Клевенского (Коньков Сергей - бас, Морозов Константин - ударные, Клевенский Дмитрий - клавишные, фортепиано, композитор, аранжировщик, лидер). "Nave Nave Mahana" - "Беззаботные Дни" (одноименная работа Гогена) - проект, выполненный традиционными инструментами. Практически вся музыка написана калининградским автором Д.Пономаревым. Стиль группы им определился как "Неоклассцизм в плане своих тяготений и отталкиваний от музыкальных форм Нового Времени". Казисонатные формы дуэта для скрипки и фортепиано или формы открытой сюиты, в которых было исполнено большинство произведений звучали адекватно и были восприняты публикой. Эксперты отметили, что программа только выигрывала от исполнения собственных сочинений.

Программа Трио Дмитрия Клевенского была подготовлена специально для участия в проекте "Культурные герои 21 века" и рассчитана на один час. В нее вошли собственные сочинения лидера группы Д. Клевенского, а так же композиции известных авторов, но в собственной уникальной интерпретации. Стиль трио, по словам Д.Клевенского, определяется "наличием прогрессий экстра-модусов, расположенных во фри-пространстве и базируется на коренных традициях джазовой и народной музык". По впечатлению как координаторов фестиваля, так и членов экспертного совета, исполнение произведений было очень профессиональным, однако в достаточной степени мэйнстримным и неориентированным на эксперимент. На концерте был аншлаг.

13 ноября 1999 г. Художественная акция "Одрумпедис". Фортификационные Кёнигсбергские ворота XIX века, 12.00.

Авторы - Антон Щербаков и Артем Дмитриев.

Место встречи для последующего наблюдения за художественной акцией "Одрумпедис" региональными координаторами в путеводителе событий было обозначено как Школа милиции (в настоящее время Калининградский юридический институт), что значительно оживило как одну (зрители, предчувствовавшие что-то неладное в обозначенной "стрелке"), так и другую стороны (стражи порядка, заподозрившие что-то неладное в одновременном скоплении людей). Далее стоит уточнить, что Школа милиции к происходящему имела лишь формальное отношение (как удобное топографическое название, укоренившееся в местном сознании), в следствие чего обе стороны разошлись с миром.

Юные культурные герои 21 века - Антон Щербаков (1977 года рождения) и Артем Дмитриев (1980 года рождения) предстали в 12.00 по полудню пред членами экспертного совета, региональным депутатом СПС, журналистами и операторами местных средств массовой информации, многочисленными зрителями в качестве нью-космонавтов-исследователей, готовящихся вместо полета на орбиту к замуровыванию в нишу (1,5 х 0,5 х 3 м) фортификационных сооружений Кёнигсберга. "Поколение Generation'П" в ярко-зеленых костюмах хирургов, с камерой-мыльницей и журналом записей наблюдений собиралось на глазах искушенной публики предстать в мир иной (читай 21 век) в качестве последне-первых артефактов уходящего века, прожив за кирпичной кладкой до 2000 или 2001 года оставшиеся дни или лета, что по мнению А. Дмитриева не имело значения. Но юный возраст не позволил Героям просчитать время выхода "на орбиту", в связи с чем затяжное провожание публика сопровождала интервьюированием, диалогами, монологами, плавлеными сырками, маринованными огурцами, "горючим" (гастрономическими символами 20 века), и поверив в честность экспонентов - доверила им заключение акции по собственному разумению. Далее, как точно заметил наблюдательный Д.А. Пригов, "что с ними сталось - нам неведомо. Правда, потом на разных тусовках мы встречали людей, похожих на этих обоих-двух".

13 ноября. Выставка "COPY LEFT". Калининградская художественная галерея, 14.00.

Художники - Булатов Дмитрий, Васильев Юрий, Демиденко Дмитрий, Исаев Игорь, Уманский Евгений, Владимир Щербаков, Антон Щербаков.

К идеологическим особенностям данной экспозиции, расположенной в Калининградской художественной галерее, в противоположность понятию "Copy Right" "Copy Left" подразумевает отсутствие авторских прав на представляемый артистический материал, а каждая последующая копия по своему художественному достоинству равна предыдущей или даже оригиналу.

В проекте были представлены различные варианты работы с технологиями воспроизведения реальности - от пристрастного sci-артистского документирования художественных событий до использования современной копировальной техники - манипулированного ксерокса и трансформированного компьютерного изображения.

Булатов Дмитрий представил визуально-поэтическую работу в технике манипулированного ксерокса.

Васильев Юрий - крупноформатное панно составленное из цветных ксерокопий, представляющих документацию об акции, проведенной ранее.

Демиденко Дмитрий, Исаев Игорь - архивный материал в виде фотографий, представляющих sci-артистскую деятельность по исследованию и документированию канализационных люков с начала 1990 годов.

Уманский Евгений - ксерокопии портретов (фас, профиль) героев 20 века - известных кураторов и деятелей современной отечественной художественной жизни, в эстетике криминально-розыскного объявления.

Владимир Щербаков - мультимедийную инсталляцию, представляющую интернет-технологию в виде виртуальной копии.

Антон Щербаков - минималистическую видеоинсталляцию в которой видеокопийность является доминантной по сравнению с изобразительным рядом.

13 ноября. Документальный художественный проект "Смывающие грехи". Филиал Немецко-Русского Дома, 15.30.

Автор проекта - Юрий Павлов.

Калининградский фотограф Юрий Павлов в качестве героев проекта "Смывающие грехи" выбрал известных персонажей исключительно мужского гендера из различных сфер местного сообщества. Более того, эти люди являются друзьями или приятелями фотографа, что отражается в доверительной и естественной атмосфере происходящего действа - типажи обливаются, заливаются, захлебываются потоками воды, ниспадающими на их головы. Состоится ли процесс грехоочищения - станет ясно на следующие выборы.

13 ноября 1999 г. Литературная акция. Поэзия. 20.30

На акции представлялась поэтическая программа, подготовленная членами литературного "Клуба ревнителей бренности" (Калининград). Участниками поэтического вечера Игорем Беловым, Петром Варакиным, Алексом Гарридо, Ольгой Ганжой, Андреем Тозиком, Сергеем Михайловым и Русланом Федоренко была воссоздана картина нынешнего состояния молодой калининградской литературы. Разнообразные направления и веяния от псевдоклациссичной до отражения модернистской ситуации начала века преобладали в большинстве выступивших авторов. Поскольку литературная ситуация в Калининграде не отличается особой оригинальностью и не связана однозначно с радикализмом и экстремизмом, можно было бы ожидать, что проявятся произведения, в которых представлен новый, непривычный для русской литературы тип личности, образ лирического субъекта, в которых проявляется неожиданный способ видения мира. Однако, военный консерватизм города по- своему влияет и на местный литературный контекст... Члены экспертного совета поэт Д.А.Пригов и обозреватель Ф.Ромер отметили из выступавших Руслана Федоренко (придав особое внимание его перформативно-невнятному исполнению и предложив радикализировать его чтение до полного проборматывания) и Сергея Михайлова (за четкую стилизацию его цикла "Песен"). По словам Д.А.Пригова, "от такого маргинального места, каким является Калининград, можно было бы ожидать и более радикальной литературы".

13 ноября 1999 г. Спектакль Тильзит-театра "В белом венчике из роз". г. Советск, 20.00

Среди многочисленных театральных коллективов Калининграда и калининградской области Тильзит-театр выделяется уверенным профессионализмом режиссера и труппы актеров. Спектакль "В белом венчике из роз" - одно из наиболее ярких театральных событий Калининграда прошлых лет. Евгений Марчелли - режиссер спектакля - постарался задействовать нетрадиционную с точки зрения ортодоксального театра сценографию и в этот антураж поместил "откровение молодого поколения, своеобразный душевный стриптиз, в котором игра - способ жизни, особый тип поведения и состояния человека, живущего на пределе сил. Состояние его депрессивно-истеричное, а поведение исключительно ерническое...Рефлексия героя становится в спектакле самоценным методом художественного исследования". Е. Розанова "Возвращение в Херсонес", журнал "Современная драматургия". Комплиментарность публики не имела границ. Мнения же членов экспертного совета сошлись в самоотверженности проекта - Юлия Рутберг: "повышенная энергетика спектакля и самозабвенная игра актеров", Дмитрий Александрович Пригов "... чем, кроме чистого энтузиазма, любви к искусству, доверия к режиссеру и амбициозности художественной натуры можно объяснить этот немыслимый модернизм в маленьком городке...". На спектакле был аншлаг.

14 ноября 1999 г. Презентация проекта "Publica". 14.00

На презентации "Publica", проходившей в интернет-аудитории Калининградского Государственного Технического Университета среди многочисленных зрителей и представителей СМИ, автор проекта Андрей Иванов подчеркнул основные определяющие критерии своей работы: демократичность, открытость и терпимость к различным мнениям и взглядам на процессы общества, культуры и политики. "Лозунгово" проект "Publica" Андрей Иванов обозначил словами Е. Цветаевой: "Маргиналы всех стран, коммуницируйтесь!" Этот проект куратор одного из ведущих калининградских информационных сайтов видит не только как простанство для мобильного размещения информации, но и как территорию для дискуссий и полемики. Одним из первых опытов взаимодействия "Publica" и региональных координаторов проекта "Культурные герои 21 века" явилась прямая трансляция пресс-конференции на сайт www.publica.ru/21/, что, безусловно, определит перспективы оперативных трансляций будущих арт-событий калининградской художественной жизни. Более того, оперативность куратора А. Иванова подтвердилась тем, что на сайте своевременно размещалась вся информация о текущих событиях фестиваля для того, чтобы народ 21 века века знал своих культурных героев в лицо! На презентации проекта "Publica" присутствовала калининградская молодежь, увлекающаяся не только искусством, но и собственно вэб-дизайном.

14 ноября 1999 г. Литературная акция. Проза. 16.30

В филиале Немецко-Русского Дома состоялись литературные чтения "Поклоны уходящему веку". Читалась проза Константина Давыдова-Тищенко, Дмитрия Шелепова, Макса Степанова, Александра Дубровского, Исаевой Надежды и Попадина Александра. Несмотря на то, что калининградским прозаикам было предложено литературный вечер соорганизовать в форме круглого стола по современному искусству и литературе, данное предложение было отклонено. После этого члены экспертного совета и пришедшая публика внимали прозаическим произведениям калининградских литераторов. Если для присутствовавших зрителей и слушателей обзор произведений молодых прозаиков представлял интерес с точки зрения превалировавшей региональной тематики, то, по словам Д.А.Пригова, литераторы в общем и целом "были достаточны вялы и малоудивительны, как впрочем, их же собратия во многих других местах".

14 ноября 1999 г. Концерт электронной музыки и саунд-поэзии. 20.00

Одно из самых стильных событий фестиваля "Культурные герои 21 века" в Калининграде происходило в стенах Калининградского Музыкального Колледжа - оплоте академизма и традиционности. При переполненном зале был дан концерт, состоявших из четырех подпроектов:

"DESIGNS-МНЕМОТЕХНИКА" (Андрей Воронцов - компьютер)
"FISCHES NACHTGESANG-II". Сонорно-поэтическая программа Дмитрия Булатова (Дмитрий Булатов - саунд-поэзия, Анна Лезина - скрипка, Андрей Воронцов - компьютеринг).
"ПРОЕКТ LIVIN' LOOPS". (Андрей Коломыйцев a.k.a. StirliTZ, Дмитрий Демидов, Андрей Гладков).
"MEMBRANOIDS". (Сергеев Максим и Акимов Данил).

Андрей Воронцов представил проект "DESIGNS-МНЕМОТЕХНИКА" - очередной альбом "Designs Sound Studio" электронно-шумовой-экспериментальной музыки, которая трудно поддается стилевой оценке, но безусловно привлекла внимание людей, ориентированных на современные формы амбиентной музыки, trans-industrial, new-age, медитативной и этнической музыки. В работе Воронцова был использован видео-арт-материал, организованный из обработанных особым образом посредством компьютера, кинолент прошлых лет.

Сонорно-поэтическая программа Дмитрия Булатова состояла из достаточно странного соединения человеческого голоса, живой скрипки и компьютерного бэкграунда. Впервые в Калининграде было обозначено такое явление как "сонорная поэзия", которая, впрочем, по своим стилистическим особенностям мало напоминает как чтение линейных текстов, так и любого рода вокал. Наряду со звукоподражаниями, звукообразными словами в подобных стихах ведущую роль играют звуки, лишенные смысла, выделенные из семантического единства слов, такие как вдохи, выдохи, бормотания, шепот, лепет, вздохи, храп, хрипение, чихание, чмоканье, свист и т.д. Произведение современной саунд-поэзии можно рассматривать как радикализованную интермедиальную форму, внутреннюю структуру, композицию которой создают звуки, темп и ритм звучаний, пульсирующий такт, быстрые речевые смены и переходы, паузы и неожиданные фонетические акценты (возгласы, выкрики), сэмплированный компьютерным образом аудиоматериал. Построенное т.о. саунд-поэтическое произведение находится на грани поэзии и музыки, в идеальном исполнении представляя собой сложно организованный лабораторный материал в форме звуковой симфонии. В настоящий момент данный автор один из немногих в России, работающих с широким диапазоном экспериментально-поэтических техник, теоретические и практические разработки которого по "радикальной поэтике" позволяют говорить о нем как об "одном из самых энергичных и в последнее время самом видном эксперте в области современного русского поэтического авангарда" (Джеральд Янечек, профессор славистики, Университет штата Кентукки, США).

В этот же вечер вниманию зрителей и слушателей была представлена программа LIVIN' LOOPS - экспериментальная электроника с ограниченным применением компьютера. В проекте приняли участие музыканты известной в городе группы Los Chikatillos - Дмитрий Демидов a.k.a Пунк и Гладков Андрей (Urri). Особенности концепции проекта: попытка построения системы координат от "почвенного" мифа о разведчике ШтирлиТЦе/Бользене/Исаеве, не опускаясь до китча. "Разведывательный" характер произведений не исключил мимикрию под minimal music, dark ambient, drum'n'bass. Дмитрий Демидов a.k.a Пунк - внешний соучастник LIVIN' LOOPS. В этом проекте был представлен как источник неконтролируемого шума на собранном вручную NoiseBox'e и старинном KorgMS-10.

Молодой дуэт Максима Сергеева и Данилы Акимова с программой "Membranoids" явился настоящим открытием не только музыкальной программы, но и всего фестиваля. Стильное использование наряду с генераторами НЧ, вибромассажными аппаратами, оригинальными и препарированными устройствами авторского псевдонаучного видеоматериала, служащего естественным фоном выступления и старых советских слайдов a la "Наука и жизнь". Минимальный амбиент с элементами шумового индастриала извлекался авторами плавными жестами рук (при помощи вмонтированных в гипс микрофонов). Как показал пример "Membranoids", четкая ориентация на северо-западные школы актуального аудио имели успех не только у калининградцев, но и у членов экспертного совета, в один голос отметивших, что "услышать описанный перформанс было бы интересно в Москве, в которой, несмотря на естественное и прямое следование последним трендам, подобного все-таки нет" (Д.А.Пригов).


16 ноября
КЕНИГЛИНИСБЕРГ
Дмитрий Александрович ПРИГОВ

Калининград вряд ли заставит кого-либо разочароваться в его ожиданиях, поскольку сами эти ожидания весьма условно-неопределенны - от ожидания полнейших Хиросимоподобных развалин до некоего мифического кантовского Кёнигсберга. Впрочем, немецкая прочерченность природы и даже самого воздуха сразу же бросается в глаза уже на дороге от аэропорта к городу, установленной последними солдатами фюрера. Так называют прекрасные старые деревья, регулярно засаженные вдоль неширокого шоссе, в которые также регулярно врезаются местные автомобилисты.

Ну, это ладно

Не будем распространяться о самой могиле Канта, но заметим, что машины в городе на западно-европейский манер притормаживают перед пешеходной зеброй. Когда одна из них с шелестом мелькнула, не обратив на нас никакого внимания, мой спутник, сопроводивший ее косым взглядом, заметил: Московский номер. Что еще? Ах да, в зоопарке до сих пор обитает носорог, в свое время лично, как утверждают, заглянул в глаза посетившего его Гитлера.

Ну, и это ладно.

Однако же даже быстрый осмотр окружающего контекста весьма полезен для понимания атмосферы города. Наиболее интересным показалось мне именно наиболее западно-ориентированные виды художественных занятий. А конкретнее - участники концерта музыкантов и саун-перформеров, работавших с компьютером и другими техническими звуковоспроизводящими источниками. Новостью даже для самих калининградцев оказался перформанс Даниила Аксенова и Максима Сергеева "Мембраноидс", извлекавших звуки из низкочастотных генераторов. Две юные головы (19 и 22 года), в полутьме склонившись над странными приспособлениями, странными магическими жестами рук (на которых в гипс укреплены звукоснимающие микрофоны) производят странное завораживающее звучание. Маленькая настольная лампочка полуозаряет таинственное действие. На заднике, придавая этому некий наукообразный оттенок, воспроизводятся статичные черно-белые долговоспроизводимые слайды: съемки каких-то советских серьезных научных ученых в старомодных лабораториях 50-60-х годов. Вообще-то подобное медитативное действо может длиться бесконечно долго, и авторы, видимо сами западая на всем этом, теряют ощущение времени и длительности.

В этот же вечер на той же сцене подобное же неординарное производил другой неординарный состав - лидер, саунд-поэт Дмитрий Булатов, живая скрипка (в живом звучании) Анна Лезина и компьютер - Андрей Воронцов.

Думается, услышать описанные перформансы было бы интересно в Москве, в которой, несмотря на естественное и прямое следование последним трендам, подобного пока все-таки нет.

А вот перформанс просто становится мейн-стримом российской художественной жизни. Вот и тут двое приятно и стеснительно улыбающихся молодых людей (А.Дмитриев и А.Щербаков) при помощи равнодушного к происходящему реального каменщика были замуровываемы в нише какой-то арки какого-то нефункционирующего старого добротного немецкого предприятия. Авторы перформанса светились, как отроки в пещи. Напротив их еще не замурованных лиц, лиц героев 21 века, отсылаемых как наша весточка в вечность, на противоположной стороне арки виднелась подобная же ниша, но замурованная, видимо, еще в девятнадцатом веке, погребя в себе бывших будущих тогдашних героев. Юноши, именовавшие себя Одрумпэдис, записывали что-то в дневник, адекватно и неагрессивно реагировали на явление заподозрившего что-то неладное милиционера (впрочем, подавленного авторитетом всероссийского проекта и наличием столичных экспертов, быстро ретировавшегося). Затем они великодушно отпустили всех на другие культурные мероприятия и даже помахали нам ручками, с трудом высунув локотки за пределы кирпичной кладки, поднявшейся уже до уровня их плечей. Что с ними сталось дальше - нам неведомо. Наверное, что и со всеми замурованными таким же способом героями. Правда, потом на разных тусовках мы встречаем людей, похожих на этих обоих-двух.

Выставка, на которую мы попали после полузамурованных персонажей была, напротив, посвящена развеществлению оригиналов всякого рода копировальными приемами и стратегиями. Ее название - Копи Лефт. В работах Уманского, например, использована ксероксная стилистика объявлений по розыску в окнах информации милицейских участков. У Уманского наиболее желаемыми к розыску лицами оказались Бакштейн, Мизиано и Ерофеев.

В другом углу зала над реальными свечками, прикрепленными к щиту, мерцали виртуальные язычки пламени, проецировавшиеся ровно над ними из видео-проектора. Художник Владимир Щербаков.

На стороне, среди достаточно вялых и мало-удивительных литераторов (как, впрочем, их же собратия во многих других местах), под их чтение фотохудожник Юрий Павлов представил на больших полотнищах черно-белые лица людей, поливаемых водой и захлебывающихся в ней. Интересно сравнить это со столь распространенным на Западе холодными огромными цветными портретами людей, глядящих прямо на нас (т.е. в объектив).

И последнее запечатлевшееся в памяти событие - визит в прежний Тильзит, ныне Советск, но опять-таки в театр Тильзит. Вынырнув из вечерней тьмы и дождя на освященный пятачок перед порталом презентативного театрального здания, заставлявшего подозревать вокруг вполне солидный город. Но тьма была непролазна. Во взвешенном бесконтекстном состоянии войдя в зал, мы увидели весьма амбициозную стенографию с бассейном, куда в диком экстазе прыгали актеры в роскошных белых костюмах и без, проведя в воде почти половину сценического времени. Собственно, в обстановке бедствующей культуры, невыплат, всего два раза в году включаемой теплой водой. (проводя в своем бассейне в нулевой температуре почти запрещенное человеческому организму время), чем, кроме чистого энтузиазма, любви к искусству, доверия режиссеру и амбициозности художественной натуры можно объяснить этот немыслимый модернизм в маленьком городке безденежных артистов, не имеющих возможности не только вывести свой бассейн напоказ в другие места, но самих себя, дабы явить это хоть какому иному зрителю, кроме собственного, который практически, исчерпывается в городке после второго представления.

Так что же? Слава энтузиастам! А что других-то славить, им и так хорошо.


14 ноября
Культурные герои 21 века в Калининграде. День третий.
Андрей ИВАНОВ, Дмитрий БУЛАТОВ

14.00 Презентация проекта ПАБЛИКА
Место: Калининградский Государственный Технический Университет, Советский
пр., 1, интернет-зал, аудитория 155
Участник: куратор проекта Андрей Иванов.
Страница куратора: http://publica.ru/21/publica.html
Страница проекта: http://publica.ru/

Данный проект заключался в осуществлении двух одновременных стадий:
- оперативного освещения всех мероприятий фестиваля "Культурные герои 21 века" и представления событий на www.publica.ru/21/;
- on-line трансляция пресс-конференции на калининградский сайт www.publica.ru/21/
Презентация состояла из краткого рассказа куратора о проекте и беседы с посетителями. Чего рассказывать, если ПАБЛИКА уже полгода в Сети?

Присутствующие, большей частью, оффлайновые журналисты имели возможность оз-накомиться с ПАБЛИКОЙ в режиме on-line и тут же задать интересующие вопросы. Наи-большее внимание, естественно, привлекло оперативное освещение событий фестиваля. Ключевой вопрос: "Кто за это все платит?". На что Андрей Иванов ответил: "Проект под-держивается на мои частные сбережения".

16.30 Поклоны уходящему веку. Литературная акция. Проза.
Место: филиал Немецко-Русского Дома
Участники: Гарридо Алекс, Давыдов-Тищенко Константин, Михайлов Сергей, Шелепов Дмитрий, Степанов Макс, Дубровский Александр, Исаева Надежда, Попадин Александр, Пономарев Дмитрий.
Страница проекта: http://publica.ru/21/proza.html

Председатель экспертного совета, Дмитрий Александрович Пригов предложил участникам акции вме-сто утомительного зачтения произведений вслух, пообщаться на предмет вопросов разви-тия современной литературы. На что литераторы, к разочарованию экспертов, ответили отказом. Публике пришедшей на событие, повезло: когда еще увидишь сразу десяток про-заиков, читающих свои опусы.

19.00 Noise landscape. Концерт электронной музыки и саунд-поэзии.
Место: Концертный зал Калининградского музыкального колледжа
Страница проекта: http://publica.ru/21/noise.html

Концерт состоял из выступлений четырех независимых коллективов:
- "Designs-Мнемотехника" (Воронцов Андрей)
- "Fisches Nachtgesang-II" (Булатов Дмитрий, Воронцов Андрей, Лезина Анна)
- "Living Loops" (Коломыйцев Андрей, Гладков Андрей, Демидов Дмитрий)
- "Membranoids" (Сергеев Максим, Акимов Данил)
Курирование проекта: Калининградский филиал Государственного центра современного искусства.

Зал был набит до отказа. По мнению большинства людей, посетивших акции фестива-ля - это было самым ярким событием. Пригов отметил цельность произведений и высокий уровень участников. Судя по всему, многие из пришедших открыли для себя существова-ние в Калининграде таких видов аудиотворчества, о которых и не подозревали.


13 ноября
Культурные герои 21 века в Калининграде. День второй.
Андрей ИВАНОВ, Дмитрий БУЛАТОВ

12.00 Художественная акция "Одрумпедис"
Место: Развалины немецкого моста в центре Калининграда.
Участники: Дмитриев Артем, Щербаков Антон
Страница проекта: publica.ru/21/odrumpedis.html
Проект представлял собой замуровывание в кирпичной нише двух культурных героев, посвятивших свою творческую жизнь исследованию глубинного вагинизма путем патафизической самоэякуляции. Акция проходила в сопровождении авторской музыки. Неблагоприятные погодные условия не помешали нескольким десяткам человек собраться посмотреть на необычное действо. Двух молодых людей торжественно замуровали в нишу довоенной стены. Как отметили авторы проекта, герои - это всегда жертвы. Посему их про-ект и символизировал жертвоприношение культурных героев на благо чего-то Высшего.

14.00 Открытие выставки "COPY LEFT".
Место: Калининградская художественная галерея
Участники: Булатов Дмитрий, Васильев Юрий, Демиденко Дмитрий, Исаев Игорь, Уманский Евгений, Щербаков Владимир.
Курирование проекта: Калининградский филиал Государственного центра современного искусства.
Страница проекта: publica.ru/21/copyleft.html
Данный проект представляет различные варианты работы с технологиями воспроизведе-ния реальности от пристрастного sci-артистского документирования художественных событий до использования современной копировальной техники, манипулированного ксерокса и деконструированного компьютерного изображения. Событие привлекло массу посетителей. Эксперты отметили высокий уровень выставки, особенно компьютерную инсталляцию Владимира Щербакова.

15.30 Презентация документально художественного проекта "Смывающие грехи".
Место: филиал Немецко-Русского Дома
Участник: Юрий Павлов
Страница проекта: publica.ru/21/sins.html
Проект представлен тринадцатью фотопортретами большого формата, изготовленными в виде полотнищ. В работах были использованы мужские типажи, представляющие различные социальные слои общества: бизнесмен, режиссер, сапожник, безработный, художник и др. Портреты серии объединены одной формой представления все персонажи сняты в момент обливания их водой. Представленные персонажи достаточно известные в Калининграде люди. Посетители были приятно удивлены, обнаружив эти персоны в весьма необычном виде - под потоком воды. Как отметил автор проекта, обливание водой - своего рода момент истины, когда человек, независимо от ожидания события, на долю секунды открывает свою сущность, показывает свой внутренний мир. Зафиксировать этот внутренний мир совершенно разных людей и получить, таким образом, своеобразный социальный срез общества было целью фотохудожника. Посетители особо отметили высокий технический уровень экспозиции.

16.00 Литературная акция. Поэзия
Место: филиал Немецко-Русского Дома
Участники: Белов Игорь, Варакин Петр, Гарридо Алекс, Ганжа Ольга, Тозик Андрей, Федоренко Руслан, Сыроватко Лада, Исаева Надежда, Ткачева Екатерина, Михайлов Сергей.
Страница проекта: publica.ru/21/poezia.html
Поэтический вечер был организован участниками Калининградского клуба "ревнителей бренности". Каждый из поэтов был оригинален и непрогнозируем. Выступления достави-ли много удовольствия любителям поэзии. Стоит особо подчеркнуть, что многие участники впервые читали стихи перед столь многочисленной и разномастной публикой. Это, несомненно, пойдет на пользу их творческому росту. Дмитрий Александрович Пригов отметил процветающий академизм и превалирование линейной литературы у калининградских поэтов. В целом, от столь маргинальной культурной зоны, как Калининград, эксперты ожидали более маргинальных поэтических решений. Особо экспертами были отмечены спонтанность чтения Руслана Федоренко и стильность текстов Сергея Михайлова.

20.00 Спектакль "В белом венчике из роз".
Место: Тильзит-театр, г. Советск
Участники: Театральная труппа Молодежного театра города Советска "Тильзит-театр".
Страница проекта: publica.ru/21/tilsit.html
Спектакль Молодежного театра г.Советска "В белом венчике из роз" является одним из наиболее ярких театральных событий Калининградской области прошлых лет. С этим спектаклем "Тильзит-театр" принимал участие в нескольких международных фестивалях в России и за рубежом. Спектаклю предшествовало вступительное слово театрального эксперта Юлии Рутберг, которое просто ошеломило зрителей своей теплотой и сопричастностью. Как водится на спектаклях "Тильзит-театра", был полный аншлаг. Представление вызвало многочисленные споры среди экспертов. Они были потрясены энтузиазмом, с которым относятся к своему творчеству провинциальные театралы. По окончании спектакля состоялись ночные бдения московских гостей и участников проекта. Обсуждались вопросы столичной театральной жизни, перспективы и пути развития театра в провинции. Вчера член экспертного совета по театру Юлия Рутберг отбыла в Москву, а на смену ей приехал член экспертного совета по изобразительному искусству обозреватель журнала "Итоги" Федор Ромер (Александр Панов).

12 ноября
Культурные герои 21 века в Калининграде. День первый.
Андрей ИВАНОВ, Дмитрий БУЛАТОВ

14.00

Пресс-конференция в Интернет-центре Калининградского Государственного Технического Университета.
Участники: председатель экспертного совета Д.А. Пригов, член экспертного совета Ю.Рутберг, председатель регионального отделения СПС В.А. Никитин, региональные координаторы Д.Булатов, Е.Уманский, Е.Цветаева.

Члены экспертного совета прибыли на пресс-конференцию прямо из аэропорта. Пресса была предварительно плотно снабжена информацией, поэтому вопросы выросли из выступлений участников.
Больше всего журналистов волновали следующие темы:
- Принципы отбора участников фестиваля и судейства
- Зарождение и пути реализации идеи фестиваля
- Соотношение политических и культурных аспектов акции
- Перспективы победителе.

Ключевой вопрос: Не являются ли участники фестиваля продажными, по отношению к интересам определенной политической силы? На что Пригов ответил: "Нет художника, который не хотел бы продать свои работы. Другое дело предать свои художественные идеи ради денег или еще чего-то. Если бы что-нибудь подобное имело место, я первый бы заявил об этом."

По настроениям прессы, есть основания полагать, что события фестиваля будут освещены достаточно полно. Журналисты были слегка шокированы началом пресс-конференции, когда узнали, что событие транслируется в интернет.

16.00

Открытие коллективной фотовыставки калининградских художников "Альтернативная фотография".
Место проведения: выставочный зал Калининградского областного историко-художественного музея.
Страница проекта: http://publica.ru/21/foto.html
Участники: Брилевская Люся, Павлов Юрий, Морозов Олег, Максимов Владимир, Столярова Александра, Рязанцев Игорь, Уманский Евгений.
Кураторы: Павлов Юрий, Покладова Валентина.

Зал был набит полностью, пройти по периметру для ознакомления с экспонатами было весьма проблематично. Похоже, коллективные фотовыставки становятся в Калининграде традицией. В этом смысле фестиваль стал связующим звеном, для разносторонних и вполне самодостаточных авторов.

19.00

Концерт театра танца "Инклюзы".
Место проведения: Дворец Культуры Рыбаков.
Участники: Театр танца "Инклюзы" Худ. руководитель Наталья Агульник ([email protected])
Страница проекта: http://publica.ru/21/inklusy.html

Программа включала в себя семь миниатюр:
  • "Лица" (муз. И. Альбениса)
  • "Casta Diva" (муз. Беллини, идея Н. Фиксель)
  • "Siesta" (муз. Э. Денисова)
  • "Монолог" (муз. Я. Ксутковой, В. Пономаревой)
  • "Танцульки" (муз. Б. Мартину)
  • "Пляски младык и мластелинов" (муз. группы "Аукцыон")
  • "Танюшка" (муз. А. Шилклоплера)
По словам участников молодого коллектива, они были приятно удивлены полным залом публики. Театральный эксперт Юлия Рутберг была потрясена драматургическим разрешением конфликтов в небольших по времени миниатюрах.

20.30

Концерт неоакадемической музыки и джаза "Ultra Poliphionia"
Место: Концертный зал Калининградского Музыкального Колледжа
Участники: "Nave Nave Mahana" (Федорова Валерия, Реутова Татьяна, Пономарев Дмитрий), "Ultra poliphonia et homophonia". Трио Дмитрия Клевенского (Клевенский Дмитрий, Коньков Сергей, Морозов Константин).
Страница проекта: http://publica.ru/polifonia.html

Концертный зал КМК был полон. Концерт неоакадемической музыки прошел спокойно, в полном соответствии с содержанием музыкальной программой молодого коллектива. Эксперты с удовольствием для себя открыли, что музыканты исполняли собственные произведения. Что было далеко не очевидным.

Цитата: В ответ на реплику из зала, что представление композиций производится слишком тихо, Дмитрий Пономарев воскликнул: "Здесь главное-музыка!" Джазовый концерт привнес большее количество энергии в зал. Каждая композиция сопровождалась бурными аплодисментами. В итоге артисты едва-едва ушли со сцены. Зал не прекращал аплодировать.


ПРЕССА О ФЕСТИВАЛЕ

17.11.99
Одним из самых посещаемых стендов на выставке альтернативной фотографии, которая открылась в историко-художественном музее, стала подборка фотографий, где запечатлены написанные на стенах и заборах комментарии к деятельности органов власти... Читайте текст статьи "В музее зазвездачили офигенную выставку!" в газете "Янтарный Караван".


ПРОГРАММА ФЕСТИВАЛЯ

12 НОЯБРЯ

14.00
Пресс-конференция фестиваля.
Калининградский государственный технический университет
Советский пр., 1, интернет-класс, аудитория 155
Прямая трансляция на www.publica.ru/21/

16.00
Открытие выставки "Альтернативная фотография"
Калининградский областной историко-художественный музей
ул. Клиническая, 21

19.00
Спектакль театра современного танца "Инклюзы"
Дворец культуры рыбаков
пр. Мира, 85

20.30
Концерт неоакадемической музыки и джаза
Концертный зал Калининградского музыкального колледжа
ул. Фрунзе, 4

22.00
Арт-кафе. Творческие встречи
кафе Калининградского музыкального колледжа
ул. Фрунзе, 4

13 НОЯБРЯ

12.00
Художественная акция "Одрумпедис"
сбор гостей около Школы милиции в 11.45

14.00
Открытие выставки "COPY LEFT"
Калининградская художественная галерея
Московский пр. 60-62

15.30
Презентация документально художественного проекта "Смывающие грехи"
филиал Немецко-Русского Дома
ул. Краснооктябрьская, 9, т. 44-32-49

16.00
Литературная акция. Поэзия
филиал Немецко-Русского Дома
ул. Краснооктябрьская, 9, т. 443249

19.00
Спектакль театра современного танца "Инклюзы"
Дворец культуры рыбаков
Пр. Мира, 85

20.00
Спектакль "В белом венчике из роз"
Тильзит-театр, г. Советск

14 НОЯБРЯ

14.00
Презентация проекта "PUBLICA"
Калининградский государственный технический университет
Советский пр., 1, интернет-класс, аудитория 155

16.30
Литературная акция. Проза
филиал Немецко-Русского Дома
ул. Краснооктябрьская, 9, т. 443249


19.00
Концерт электронной музыки и саунд-поэзии
Концертный зал Калининградского музыкального колледжа
ул. Фрунзе, 4
Прямая трансляция на www.publica.ru/21

21.00
Арт-кафе. Творческие встречи
кафе Калининградского музыкального колледжа
ул. Фрунзе, 4



Если вы живете в г.Калининграде, занимаетесь современным искусством и хотите принять участие в фестивале "Культурные герои 21 века", присылайте ваши заявки.
Координатором программы в г.Калининграде является Дмитрий Булатов
(0112) 21-29-21 раб., 43-51-92 дом. e-mail: [email protected]
на главную | музыка | театр | литература | изобразительное искусство | guelman.ru | vesti.ru | mail.ru | ezhe.ru | au.ru
ссылки по калининграду

вся информация по фестивалю

калининградская художественная галерея

калининградский историко-художественный музей

publica. интернет-газета

интернет-ресурсы города

общие сведения о городе

официальный городской информационый сайт
ГОРОДА-УЧАСТНИКИ:
Архангельск
Астрахань
Барнаул
Владивосток
Вологда
Воронеж
Екатеринбург
Иваново
Ижевск
Иркутск
Казань
Калининград
Кемерово
Курган
Комсомольск-на-Амуре
Мурманск
Нижний Новгород
Новосибирск
Омск
Пенза
Пермь
Петрозаводск
Пушкин
(Царское Село)

Рязань
Самара
Саратов
Смоленск
Тверь
Томск
Тула
Тюмень
Уфа
Хабаровск
Челябинск
Южно-Сахалинск
Якутск
Ярославль



Союз Правых Сил







































Новости культуры в РЖ





RB2 Network.

RB2 Network.



А вот и наши баннеры:







Copyright © Галерея Гельмана
Allright reserved
www.reklama.ru. The Banner Network.
Дизайн: LINXY-GFX
при участии:
И.Овчинникова, Ю.Гордона,
Ю.Радошовецкой, К.Спайдера, Н. Кириченко
Все текущие вопросы по сайту - Дм.Беляков
Создание и поддержка: http://www.guelman.ru/
Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1