28 ноября
Данила ДАВЫДОВ
Приехав в Курган, когда половина фестивальных акций уже прошла, я постарался - несмотря на -30°С - максимально полно изучить оставшееся, а также ознакомиться с материалами пропущенных мною акций. Это удалось во многом благодаря курганскому Центру Современного Искусства и его организаторам Вадиму Осадчему, Ирине Гордиевских, Роману Мялицыну. Курганский ЦСИ открылся только в этом году (кстати говоря, по собственной инициативе организаторов, без "инструкций" из Москвы), но уже представляет собой некую точку, в которой концентрируется культурная жизнь Кургана, (а отчасти и Нижнего Тагила, и некоторых других городов). ЦСИ представляется самой, перспективной площадкой для выставок, акций, альтернативных концертов, литературных чтений, семинаров по современному искусству и т. п.
Здесь, пожалуй, было бы уместным отметить `a propos некоторую замеченную странность: ни одно курганское официальное лицо не посетило ни открытие, ни закрытие фестиваля, хотя мероприятия такого масштаба, судя по всему, город видит не часто (а честно говоря, и вообще впервые). Но что говорить об этом, если, например, власти не удосужились никак не увековечить пребывание Дмитрия Шостаковича в Кургане (а он был здесь не проездом, он некоторое время жил здесь).
Собственно фестивальную программу мне не хотелось бы излагать хронологически (тем более, хронология доступна в сети благодаря курганским организаторам); выделю лишь те яркие явления, которые запомнились.
Молодёжный экспериментальный театр под руководством Эдуарда Шипицына представил спектакли по пьесам С.Беккета "Звук шагов" и "Приходят и уходят" - талантливые работы, которым самодеятельный статус театра не мешает быть достаточно самостоятельными (не случайно, что после фестиваля театр вошел в структуру курганского ЦСИ как одна из его составляющих). Увы, не удалось увидеть спектакль "Piaf (Я не жалею ни о чем)" Театра кукол "Гулливер" - текст пьесы и видеозапись (малоудачная) не могли, конечно же, дать адекватного представления о постановке (оцененной, кстати, моим коллегой-экспертом Борисом Орловым); могу лишь выделить работу художника Т.Терещенко.
Литературная программа курганского фестиваля была неровной; довольно много молодых авторов, от которых в потенции можно было бы многого ожидать, по причине информационного вакуума вынуждены воспроизводить сделанное уже давным-давно; это касается, в частности, участников университетской литературной студии, среди которых, впрочем, выделяются Николай Андрюшкин и Михаил Сельницын. Авторы предыдущего поколения, поэты Елена Ситникова и Анатолий Львов, достаточно традиционны и не склонны к столь любезным нам всем инновациям (может быть, вынужденно, всё из-за того же информационного вакуума в отношении актуальной литературы, неизбежно существующего вдали от столичной литературной жизни), но, безусловно, талантливы и заслуживают внимания со стороны литературтрегеров, условно говоря, умеренно "правой" эстетической ориентации. Среди молодых относительно авангардных авторов хотелось бы отметить стихи Алексея Голендухина, Сергея Свана, малую прозу Татьяны Чащихиной, Егора Новокшонова.
В музыкальной части фестиваля главным событием оказалось выступление группы "Девушкин сон" (электронная музыка плюс женский вокал), явившееся презентацией альбома "Сумерки". По сравнению с предыдущим альбомом ("Искатели жемчуга"), группа очень выросла и производит впечатление совершенно профессиональной (многие группы, постоянно играющие в московских и питерских клубах, куда слабее). Хотелось бы также упомянуть совсем недавно появившуюся группу "Стоунхендж", пока довольно слабую, но интересную феноменальными данными вокалистки; при серьезной работе из "Стоунхенджа" может получиться хорошая фолк-роковая команда. Обширная программа авторской песни оставила ровное впечатление, не вызвав особых эмоций (что, связанно, вероятно, со всеобщей стагнацией в этой области сочинительства); небезынтересна, пожалуй, группа "Интервал".
Интересные опыты в параллельном кинематографе представил Максим Григорович (клипы, заставляющие вспомнить работы Олега Мавроматти).
Наконец, весь спектр фестивальной выставочной программы оставил впечатление достаточной уверенности; впрочем, я не берусь судить эту часть программы, полностью доверяя профессиональному эксперту по изобразительному искусству, Борису Орлову, заметившему в данной области то же, что я в литературной - множество одаренных художников, которые в условиях отсутствия или недостатка информации о положении дел в актуальном искусстве, повторяют давно сделанное (исправление подобного положения, надеюсь, станет одной из приоритетных задач курганского ЦСИ). Отмечу, всё-таки, хотя бы простым перечислением, некоторые свои сугубо дилетантские открытия: графика Петра Булатова; живописные работы и графика Станислава Кежова; объекты Сережи Владыкина и Марины Фетисовой; инсталляции и компьютерная графика "Век ХХ: пора кончать".
Летя в Курган, я полагал, что окажусь в глубоком захолустье; я ошибся. Захолустьем Курган может быть назван только по причине разорванности культурного процесса здесь и в центре, по причине отсутствия обратных связей. Этим объясняется некоторое "отставание", легко могущее быть наверстанным при активной работе в межрегиональных и международных проектах, для чего, конечно, необходима настойчивость, твердость и энергия организаторов курганского ЦСИ. Спасибо им за фестиваль, который, в любом случае, уже состоялся как весьма значительное культурное событие.
23 ноября
Закончился фестиваль "Культурные герои 21 века в Кургане". Начало его было отмечено торжественным захоронением пьедестала памятника культурному герою 20 века с последующей попыткой ареста самого памятника административно-технической инспекцией Администрации г.Кургана.
Были охвачены все сферы современного искусства. Окончательная программа фестиваля содержала уже больше выступлений, выставок авторов, чем планировалось.
В целом, фестиваль удался. Представителям экспертного совета Борису Орлову и Даниле Давыдову показалось, что Центр современного искусства является единственной и серьезной координирующей точкой в регионе, понравилась, как была выстроена программа. Наиболее интересными показались спектакль "Piaf (Я не жалею ни о чем)" театра кукол "Гулливер", работы Молодежного экспериментального театра ЦСИ по пьесам С. Беккета, творчество поэтов Елены Ситниковой и Анатолия Львова, бесподобный вокал и музыка группы "Девушкин сон", концерты авторской песни Марии Фаллах и Анатолия Киреева. Был также отмечен вокал фолк-группы "Стоунхендж". Показалась интересной художественная акция - выставка освобожденной сексуальности "Век ХХ: пора кончать", оригинальная графика Петра Булатова и компьютерная графика Кати Киеня. Среди киноработ были замечены видеоклипы Вадима Осадчего и Максима Григоровича.