Черный
квадрат
В 1915 году (или 1916-м) Малевич выставил его, заявив при этом, что написав
оный, полностью завершил тем самым развитие мировой живописи. С тех пор,
в том числе благодаря и вышеупомянутым заявлениям, сия картина есть одно
из самых знаменитых произведений мирового авангарда, и при этом одно из
ставящих простого человека с улицы в самый большой тупик: что это? Шутка?
Тогда почему так с этим квадратом носятся? Что в нем все-таки хорошего?
Отвечаю.
Насколько мне кажется - если, конечно, я правильно понимаю, в чем отнюдь
не уверен - хорошего в "Черном квадрате" то, что слова Малевича о завершении
им мировой живописи - правда. Нужно только уточнить - авангардистской
живописи. По порядку.
Вся история авангардизма есть, на мой взгляд, история поиска, типа как
алхимики искали философский камень, - того, чем оно действует, искусство.
В чем же его, в конце концов, то которое - - -
Поиски эти осуществлялись вполне научным методом - методом редукции:
отбрасывать одну за другим составляющие и смотреть – продолжает ли действовать,
или нет.
И вот:
Импрессионисты выбросили сюжет - оказалось и без него отлично!
Постимпрессионисты отказались от светотени и воздуха - Сезан, Ван-Гог,
Гоген, у которых все происходит, в общем, в более менее абстрактном пространстве,
- оказалось, не в светотени суть.
Матисс покусился на объем, став писать почти совсем плоскостные картины,
- оказалось, художественная сила не в объеме: картины Матисса действуют
на человека, и сильно.
Кандинский выбросил самое изображение, Мондриан примерно тогда же - цвет
и эмоции, стал писать бледные однотонные квадратики: и все равно, оказалось,
получается искусство, и довольно убедительное.
Ну, вот Малевич, и сделал последний шаг в этом направлении: он тогда
не нарисовал ничего: черный квадрат, отсутствие всего.
И тем самым, в общем, действительно сделал последний шаг в этом направлении
отбрасывания и редукции. Вот почему его тезис о том, что он тем самым
завершил живопись, имеет смысл - если вести речь об авангардистском живописи
в ее историческом развитии 1860 -1915.
Так я это понимаю.
Хотя, кстати, Оганян, прочитав это, вполне возможно, будет очень сильно
ругаться, утверждая, что я все понимаю совершенно неправильно, то есть
ничего не понимаю – мы с ним этого вопроса не обсуждали, это я изложил
свою собственную точку зрения.
***
Но сам авангардизм на "Черном квадрате", как известно, не закончился
- пошли "объекты", "инсталляции", а там и "хэппенинги", "акции", "перформансы"
и проч., и проч., да и от живописи как таковой тоже все равно не отказались,
хоть Малевич ее и "закончил". Не отказался в том числе и сам Малевич,
и писал, и красил, и не только супрематические свои "супрематоны", но
и фигуративную живопись, и даже чуть ли не совсем реалистическую.
Ибо взять, да и нарисовать краской на поверхности все-таки порою - сильно
хочется!
Ибо, видимо, это занятие относится все-таки к числу базовых, врожденных
человеческих потребностей – которые, впрочем, нынче Оганян - - -
|