Гройс, Борис

Бывший советский, а потом (с конца 1970-х?) германский искусствовед и теоретик искусства, автор многих толстых книг о контемпорари арт, мировом и русском, один из наиболее влиятельных по этой части.

Изобретатель в книге, название которой забыл, теории его, нынешнего авангарда, ставшей, можно сказать, среди московских актуальных художников руководством к действию, и при этом являющейся, на мой взгляд, довольно убедительной, но чрезвычайно вредной.

Согласно ей, главный критерий качества произведения контемпорари арт - цена.

Если художнику удалось заставить общество (в лице частных ли лиц или институций) за некое говно, объявленное им произведением искусства, заставить платить деньги - значит это говно является художественным произведением, и чем за более говняное говно чем большие деньги удалось заставить заплатить - тем произведение высокохудожественее.

Гройс приводит множество примеров - Бойс с его мертвым зайцем, или Раушенберг, которому некая дама прислала телеграмму: хочу, чтобы вы написали мой портрет, плачу 50 000 долларов; Раушенберг тут же отбил ответную телеграмму, в которой было написано: "считайте данную телеграмму своим портретом деньги прошу перевести по адресу".

Дама попалась с понятием, деньги перевела и тем самым данная телеграмма действительно стала ее портретом - и выдающимся произведением контемпорари арт.

Теория, конечно, интересная, да беда в том, что тогда главными деятелями "актуального искусства" нужно признать Мадонну и Майкла Джексона - такие деньги! и за такое говно!, а еще главнее - рекламный отдел фирмы "Кока-колы", а еще главней - Мавроди и всех остальных строителей пирамид.

И тогда вообще любой биржевой делец, именно этим и занимающийся изо дня в день - заставлением общества верить в то, что бумажки (акции, векселя и проч.), которыми он манипулирует, есть ценности, которые стоят реальных денег - он, по этой теории, получается именно деятель актуального искусства - и притом такой, которому никакие Кунсы и в подметки не годятся. Ибо денег на этих манипуляциях он делает больше.

Так я полагаю. И я это и Оганяну излагал. И он даже частично со мной согласился.

Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1