Гройс,
Борис
Бывший советский, а потом (с конца 1970-х?) германский искусствовед и
теоретик искусства, автор многих толстых книг о контемпорари арт, мировом
и русском, один из наиболее влиятельных по этой части.
Изобретатель в книге, название которой забыл, теории его, нынешнего авангарда,
ставшей, можно сказать, среди московских актуальных художников руководством
к действию, и при этом являющейся, на мой взгляд, довольно убедительной,
но чрезвычайно вредной.
Согласно ей, главный критерий качества произведения контемпорари арт
- цена.
Если художнику удалось заставить общество (в лице частных ли лиц или
институций) за некое говно, объявленное им произведением искусства, заставить
платить деньги - значит это говно является художественным произведением,
и чем за более говняное говно чем большие деньги удалось заставить заплатить
- тем произведение высокохудожественее.
Гройс приводит множество примеров - Бойс с его мертвым зайцем, или Раушенберг,
которому некая дама прислала телеграмму: хочу, чтобы вы написали мой портрет,
плачу 50 000 долларов; Раушенберг тут же отбил ответную телеграмму, в
которой было написано: "считайте данную телеграмму своим портретом
деньги прошу перевести по адресу".
Дама попалась с понятием, деньги перевела и тем самым данная телеграмма
действительно стала ее портретом - и выдающимся произведением контемпорари
арт.
Теория, конечно, интересная, да беда в том, что тогда главными деятелями
"актуального искусства" нужно признать Мадонну и Майкла Джексона
- такие деньги! и за такое говно!, а еще главнее - рекламный отдел фирмы
"Кока-колы", а еще главней - Мавроди и всех остальных строителей
пирамид.
И тогда вообще любой биржевой делец, именно этим и занимающийся изо дня
в день - заставлением общества верить в то, что бумажки (акции, векселя
и проч.), которыми он манипулирует, есть ценности, которые стоят реальных
денег - он, по этой теории, получается именно деятель актуального искусства
- и притом такой, которому никакие Кунсы и в подметки не годятся. Ибо
денег на этих манипуляциях он делает больше.
Так я полагаю. И я это и Оганяну излагал. И он даже частично со мной
согласился.
|