Информационное агентство Культура
ОБЗОР ПРЕССЫ
О ПРОЕКТЕ
АРХИВ

ОБЗОР ПРЕССЫ // 22.03.02 К ОБЗОРУ
Мы вместо Парижа
Известия, 20.03.02 // Николай Молок

В пятницу открывается 25-я биеннале в Сан-Паулу

Художественная биеннале в Сан-Паулу - старейшая в мире после Венецианской (она основана в 1951 году). Как и в Венеции, она состоит из двух частей - большой тематической выставки и национальных экспозиций. В этом году среди почти 70 стран-участниц впервые есть и Россия. А на главную выставку приглашены еще шесть русских художников.

Россия впервые официально участвует в биеннале. Организатор нашей выставки - Музейно-выставочный центр РОСИЗО - пригласил в качестве куратора Иосифа Бакштейна, а тот - художника Сергея Браткова. Кроме того, специальный раздел главной выставки "Городская иконография" будет посвящен Москве. Тема большого города, мегаполиса, сейчас очень актуальна. Мегаполисы сегодня представляют собой уже не только столицы государств, но огромные наднациональные образования, в которых рождается совершенно новая реальность и новое искусство.

Для представления этого нового искусства директор биеннале Альфонс Хьюг отобрал 11 городов. Среди них есть как признанные мировые арт-столицы - Нью-Йорк, Берлин, Лондон, так и периферийные с точки зрения современного искусства центры - Каракас, Стамбул, Пекин, Йоханнесбург, Сан-Паулу, Токио, Сидней и - Москва. В этом списке особенно бросается в глаза отсутствие Парижа и Рима - старейших художественных мировых центров. Вот потому - из-за усталости этих городов, давно превратившихся в музеи, - их и нет.

В качестве куратора московской выставки Альфонс Хьюг пригласил Виктора Мизиано, который отобрал шестерых художников - Бориса Михайлова, Александра Виноградова и Владимира Дубосарского (они работают вместе), Валерия Кошлякова, Анатолия Осмоловского и Дмитрия Гутова. Вот что покажут наши в Сан-Паулу.

Борис Михайлов, один из самых знаменитых наших фотографов, прославился на Западе "чернушными" кадрами низов постсоветского общества - пьяницы, проститутки, шпана. В Сан-Паулу он покажет серию "Бомжи". Фотосерия "Дети" Сергея Браткова, ученика и последователя Михайлова, еще более жесткая: в образе тех же проституток, наркоманов и алкоголиков позируют подростки. На гигантской картине Александра Виноградова и Владимира Дубосарского пьяницы и проститутки, напротив, представлены не как отбросы общества, а скорее как московская богема. Получилось очень красочное и жизнеутверждающее полотно. Валерий Кошляков, специализирующийся на огромных картинах с видами античных развалин или архитектурных фантазий, построит макет Москвы из гофрокартона, разрисует и обклеит его фотографиями. Посреди этого макета Анатолий Осмоловский, один из лидеров московского актуального искусства, установит несколько мониторов, по которым будет нон-стоп идти видеотрансляция. Наконец, Дмитрий Гутов покажет видеоинсталляцию "С квартиры на квартиру", навеянную воспоминаниями о тех временах, когда он колесил по Москве в кузове грузовика, перевозящего мебель, и видел фасады домов через отверстие в брезентовой крыше машины. Своего рода экскурсия, но только город предстанет перед зрителем вверх ногами.

Какую Москву увидят в Бразилии? Руины империи (Гутов, Кошляков), среди которых живут городские сумасшедшие (Михайлов, Братков), которым единственное, что остается - получать удовольствие и искать красоты даже в такой жизни (Виноградов и Дубосарский). Конечно, кураторов и художников можно было бы упрекнуть, что они создали такой образ Москвы, который и востребован на Западе. Но этот образ созвучен и новейшему (после 11 сентября) западному отношению к городу вообще - уже не символу цивилизации, а пусть и гигантскому, но хрупкому и очень уязвимому организму.


ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ ОРИГИНАЛ СТАТЬИ


Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1