загрузка...
×ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА
К началу
×ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА

Публикация в сообществе "Новости культуры от Марата Гельмана 3.0"

641bbfd5b1717b402c314f238b4fa644.jpgСовет экспертов литературной премии «Большая книга» в составе Дмитрия Данилова (председатель), Евгения Абдуллаева, Евгении Декиной, Алексея Андреева, Афанасия Мамедова и Валерии Пустовой включил в длинный список этого года 50 произведений русскоязычных авторов из 13 регионов России и семи стран мира — Белоруссии, Израиля, Испании, Казахстана, Киргизии, Норвегии и Франции. Комментирует Михаил Пророков.

Директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак

Фото: Игорь Иванко, Коммерсантъ

Директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак

Фото: Игорь Иванко, Коммерсантъ

Из 346 номинированных на «Большую книгу» текстов совет экспертов отобрал пятьдесят. Отчитываясь о проделанной работе, член совета прозаик и сценарист Евгения Декина отметила: «Если в прошлом сезоне было подано на премию очень много подросткового и женского мелодраматического, то теперь много детективов, триллеров, романов-расследований. Большая часть из них, конечно, не особо высокого качества и потому в длинный список не вошла, но сама тенденция меня как сценариста не может не радовать. Я устала от обилия потоков сознания, от бессюжетной "прозы поэта" и фабульной литературы травмы. Поэтому разворот к композиционно выстроенной прозе мне кажется ободряющим». Несомненно, критикам и читателям подобная ситуация тоже должна внушать оптимизм. Тем более что первый взгляд на новый лонг-лист интригует как минимум по двум причинам.

Во-первых, с известными именами — Александр Мелихов, Андрей Волос, Захар Прилепин, Виктор Пелевин, Алексей Варламов, Денис Драгунский, Павел Крусанов, Валерий и Евгений Поповы, Михаил Тарковский — в нем соседствуют вчерашние дебютанты — Дарья Благова, Мршавко Штапич, Хелена Побяржина, Александра Шалашова (о книгах последних двух авторов “Ъ” писал в обзоре шорт-листа 2023 года). Встречаются и дебютанты сегодняшние, такие как Иван Бевз, написавший роман под названием «Чем мы занимались, пока вы учили нас жить».

В целом можно сказать, что лонг-лист помолодел и сулит неожиданности (впрочем, памятуя пристрастия литакадемиков к привычному и устоявшемуся, на распределении главных наград это может никак не сказаться).

Во-вторых же, хотя в лонг-листе всего на одно произведение меньше, чем в прошлом году, там не хватает как минимум двух имен, чье присутствие не только в нем, но и в тройке победителей казалось более чем вероятным: Леонида Юзефовича (трехкратный лауреат первой премии — в 2009, 2016 и 2021 годах) с романом «Поход на Бар-Хото» (см. о нем “Ъ” от 16 октября 2023 года) и Павла Басинского с книгой «Подлинная история Константина Левина» (Басинский выигрывал «Большую книгу» дважды, последний раз — в позапрошлом сезоне с исследованием «Подлинная история Анны Карениной»; книгу про Левина, работу Толстого над этим персонажем, его эволюцию от первых черновиков до итогового текста и его место в системе образов романа можно рассматривать как ее продолжение). Насколько удалось выяснить, причиной стало желание самих авторов не вступать в премиальное состязание. Сожалея о том, что отсутствие сильных конкурентов снизит накал борьбы, порадуемся тому, что перед вариантом «отдадим победу кому-нибудь, кому всегда даем» возникли дополнительные препятствия: из тех, кто хотя бы раз выигрывал главный приз, в списке — только Захар Прилепин.

Темы:

Источник: www.kommersant.ru/doc/6664131

Link