загрузка...
×ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА
К началу
×ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА

Публикация в сообществе "Новости культуры от Марата Гельмана 3.0"

5876dc61e0bfed20072408cb49ca311a.jpgМосковский международный кинофестиваль (ММКФ) приближается к своему завершению — его победители будут объявлены 26 апреля. О картинах основного конкурса, претендующих на награды в различных категориях, рассказывает Юлия Шагельман.

Мексиканский «Стыд» разнообразил конкурсную программу московского фестиваля

Фото: centro de capacitacion cinematografica

Мексиканский «Стыд» разнообразил конкурсную программу московского фестиваля

Фото: centro de capacitacion cinematografica

Фестиваль начался с мексиканского фильма «Открытое небо», главными темами которого были месть, вина и прощение. Эти же мотивы продолжает и участник основного конкурса из Мексики — Мигель Сальгадо. В его полнометражном дебюте «Стыд» два друга из маленького городка, Педро (Хуан Рамон Лопес) и Лусио (Фернандо Куаутле) сбегают с уроков, чтобы отправиться в Мехико на отборочные соревнования по бейсболу. Более талантливый и спортивный Педро отбор проходит, а слегка неуклюжий Лусио — нет, но успех друга не вызывает в нем зависти, он готов болеть за него и дальше. На обратном пути домой их автобус останавливают неизвестные, мальчиков вместе с еще несколькими пассажирами похищают. Чтобы выжить, Педро приходится убить Лусио, после чего ему удается убежать и вернуться домой. Понукаемый чувством вины, он едва ли не против воли сближается с семьей друга, которая считает своего сына и брата пропавшим, однако это делает груз на его душе совсем непереносимым. К стыду прибавляется и страх — похитителями на самом деле были местные полицейские, связанные с наркокартелями, и ни те ни другие не заинтересованы в том, чтобы родители, разыскивающие Лусио, узнали правду.

Коррупция, бандитизм, ужасающая статистика убийств и похищений — актуальные проблемы для Мексики, но универсальной картину делают эмоции, переживаемые ее героями: метания Педро, скорбь и боль родителей и сестры Лусио, их отчаяние при столкновении с системой, в которой преступность и власть оказываются оборотными сторонами одной медали, а на справедливость не стоит даже надеяться.

Злободневной теме посвящена еще одна дебютная картина: «Мартин читает Коран» немецкого режиссера Юрия Сауле. Молодой мусульманин иранского происхождения Мартин (Зейхун Демиров) приходит к профессору исламоведения (Ульрих Тукур), студент которого год назад подорвался в вагоне метро, убив и искалечив еще четырнадцать человек. Мартин утверждает, что тоже готовит теракт, еще более страшный, чем прошлогодний, но дает профессору шанс его остановить, если тот покажет точное место в Коране, где написано, что это противно воле Аллаха. И хотя Мартин, по его словам, изучает священный текст всего год, на каждую цитату о том, что бог есть любовь и милосердие, он отвечает контрцитатой с прямым призывов истреблять неверных.

Фильм, по сути, представляет собой философско-религиозный диспут протяженностью 105 минут, тем более напряженный, что и его участники, и зрители невольно ведут обратный отсчет перед заранее объявленным трагическим финалом. Конечно, никаких ответов на поднимаемые болезненные вопросы авторы дать не могут, но попытку выразить невыразимое и осмыслить то, что с трудом поддается осмыслению, они все же совершили.

Россию в главном конкурсе фестиваля представляет единственный фильм — «Пришелец» Ивана Соснина по его собственному сценарию.

Его действие разворачивается в родных для режиссера местах: на Урале, аномальные зоны которого, связаны, по убеждению некоторых людей, с явлениями инопланетян. Вот и главный герой картины, слабослышащий деревенский «чудик» Леша (Максим Стоянов) пытается установить контакт с внеземными цивилизациями. Он живет в удивительном доме, построенном своими руками из мусора и превращенном в антенну для ловли сигналов с других планет, вместе с частично парализованной бабушкой (Татьяна Голубева-Сумарокова). Они невероятно близки, хотя не родные по крови: женщина когда-то приютила маленького Лешу после таинственного исчезновения его матери (Василина Маковцева). В деревне «Леху-космонавта» считают странным, но в целом безобидным дурачком, а бабушка видит свою задачу в том, чтобы иногда спускать его с небес на землю, в то же время оберегая от жестокостей реального мира.

После очередной попытки межзвездной связи в их дворе появляется незнакомая девочка и сообщает Леше, что она пришла в ответ на его сигнал — у юной дебютантки Алены Мирошниковой действительно совершенно инопланетный взгляд. Она утверждает, что именно пришельцы забрали с собой мать героя и теперь явились за ним, так что за четыре дня он должен решить, отправиться ли ему в далекие неизвестные миры, или навсегда остаться на Земле. Но у односельчан имеется другое, более приземленное толкование этих событий, и их обычно добродушно-насмешливое отношение к Леше переходит в отторжение, а затем и в агрессию.

Гуманистический месседж фильма считывается легко: конечно, речь здесь идет об инаковости и ее (не)принятии.

А уральские пейзажи и необычный дом главного героя сами по себе становятся персонажами этой истории. Однако, несмотря на удачные художественные решения и эмоциональную отдачу актеров, картине как будто не хватает завершенности.

Темы:

Источник: www.kommersant.ru/doc/6664795

Link